Обзор законодательства. Март 2024
8 Апреля 2024

Обзор законодательства. Март 2024

I. Действующее законодательство

Сфера применения: СТРОИТЕЛЬСТВО

1.Постановление Правительства от 20.03.2024 № 338 «Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Утверждены минимальные требования к членам СРО, которые осуществляют инженерные изыскания, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, ряда объектов атомной энергетики.

Требования определены в разрезе каждого вида деятельности и распространяются на:

⬩ специалистов и их квалификацию;

⬩ наличие у члена СРО материальных ресурсов;

⬩ документацию, регламентирующую проведение контроля качества выполняемых работ.

Начало действия документа - 1 сентября 2024 года. Срок его действия — 6 лет.

 

2.Постановление Правительства от 29.03.2024 № 395 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Вносятся изменения в требования к оснащению строящихся жилых зданий приборами учета электричества.

До 31 декабря 2024 года Минстрой совместно с Минэнерго внесут изменения в свод правил «Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа». Изменения касаются:

⬩ требований к оснащению вновь строящихся МКД приборами учета электроэнергии;

⬩ измерительными трансформаторами;

⬩ иным оборудованием.

Под иным понимается оборудование, которое: 

⬩ используется для коммерческого учета электроэнергии (мощности);

⬩ обеспечивает присоединение и функционирование приборов учета электроэнергии к интеллектуальным системам учета электроэнергии (мощности) гарантирующих поставщиков в соответствии с законодательством.   

Начало действия документа - 07.04.2024.

 

3.Постановление Правительства от 19 марта 2024 г. № 330 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям и заключения договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках».

Внесены изменения  в Правила технологического присоединения к электросетям и в Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии.

Упрощен процесс подачи заявок и заключения договоров на подключение предприятий к электрическим сетям:

⬩ сокращено количество необходимых документов;

⬩ больше не нужно подавать копии документов о регистрации.

Начало действия документа - 28.03.2024.

 

4.Постановление Правительства от 21.03.2024 № 357 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. № 2130».

Внесены изменения в Правила технологического присоединения ОКС к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.

Из перечня документов, прилагаемых к запросу о выдаче ТУ, исключены:

- копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок (ЗУ), где размещен (планируется к размещению) подключаемый объект или который является подключаемым объектом (для правообладателя ЗУ), за исключением случаев, предусмотренных 4-6 абз. п. 14;

- копии правоудостоверяющих документов на подключаемый объект, ранее построенный и введенный в эксплуатацию;

- для строящихся объектов — копия разрешения на строительство (за исключением объектов, строительство которых находится в стадии архитектурно-строительного проектирования, а также за исключением случаев подключения ЗУ к централизованным ливневым системам водоотведения и централизованным общесплавным системам водоотведения)

- удален абзац, согласно которому при представлении в качестве правоудостоверяющего документа выписки из ЕГРН, она должна быть получена не ранее чем за 30 календарных дней до дня направления запроса о выдаче технических условий;

- копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (для физлиц), а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление.

Начало действия документа - 30.03.2024.

 

5.Постановление Правительства от 12.03.2024 № 287 «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов строительных материалов в потребительской упаковке»

Эксперимент пройдет с 15 марта по 1 декабря 2024 года.

Добровольное участие в нем примут: 

⬩ производители цемента, бетонных и строительных сухих смесей, строительных растворов;

⬩ импортеры этих стройматериалов;

⬩ организации оптовой и розничной торговли. 

В ходе эксперимента будут отработаны:

⬩ общая модель и порядок маркировки;

⬩ оптимальные технологии нанесения средств идентификации на выбранные товары. 

Начало действия документа - 21.03.2024.

 

6.Распоряжение Правительства от 27 февраля 2024 года №430-р

Утверждена новая редакция Перечня объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимого имущества, входящего в систему документов комплексной государственной программы Российской Федерации «Строительство».

Расширен перечень значимых объектов, которые будут построены в 2024–2028 годах с использованием средств федерального бюджета в рамках комплексной государственной программы «Строительство». 

Предусмотрены строительство и реконструкция объектов социальной, транспортной, коммунальной и другой инфраструктуры.

Включены объекты, строительство которых было начато в предыдущие годы, а также добавлены новые проекты, которые реализуются по поручениям Президента и главы Правительства. Среди них строительство и реконструкция медицинских учреждений в республиках Карелия и Коми, Алтайском крае, в городе Севастополе, в Белгородской и Московской областях. 

Предусмотрено создание инфраструктуры для образовательных заведений, включая строительство кампусов мирового уровня.

 

7.Приказ Минстроя от 15 марта 2024 г. № 183/пр «О внесении изменений в План утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2024 год».

Утверждены вторые изменения в План актуализации сметных нормативов на 2024 год. Дополнены:

⬩ сметные нормы (раздел 1);

⬩ методики определения нормативных затрат на работы по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации (раздел 2);

⬩ методики определения сметной стоимости (раздел 3).

 

8.Приказ Минстроя России от 18.12.2023 N 939/пр "О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному строительному надзору, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. N 979/пр" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.03.2024 N 77705)

В рамках федерального строительного надзора будут учитывать 2 новых индикатора риска нарушения обязательных требований. Ими станут ситуации, когда:

· истек срок временной эксплуатации ряда линейных объектов инфраструктуры. Речь идет о сроке, который спецкомиссия установила до дня, когда, например, застройщик получит заключение о соответствии объектов требованиям проектной документации;

· в Ростехнадзор не поступило извещение о начале работ на подконтрольных объектах капстроительства. Индикатор сработает, если прошло 120 календарных дней с даты размещения в едином реестре сведений о положительном заключении экспертизы проектной документации и (или) инженерных изысканий.

Если в 2024 году будут выявлены индикаторы риска, по согласованию с прокуратурой могут провести внеплановую документарную или выездную проверку.

Начало действия документа - 12.04.2024.

 

9.Приказ Минстроя от 30.01.2024 № 55/пр «О внесении изменений в Методику определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия».

Внесены изменения в Методику № 421, утв. Приказом Минстроя от 04.08.2020 года:

1.Откорректирован порядок определения сметной стоимости строительства.

2.Уточнен порядок затрат на определение сметной стоимости:

·       строительства;

·       строительно-монтажных и пусконаладочных работ;

·       на формирование и ведение информационной модели ОКС;

·       на осуществление функций:

- застройщика и технического заказчика;

- лица, обеспечивающего или осуществляющего подготовку обоснования инвестиций;

- лица, ответственного за эксплуатацию ОКС.

3. Изменен ряд положений порядка расчета индексов изменения сметной стоимости.

4. Уточнен порядок внесения изменений в сметную документацию.

Приказ опубликован 29 марта 2024 года и вступит в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

 

10.Приказ Минстроя России №1/пр от 09.01.2024 «Об утверждении Методики определения стоимости работ по инженерным изысканиям»

В Методике сформулированы положения, позволяющие определить стоимость работ по основным и специальным видам инженерных изысканий (ИИ), выполняемым для подготовки проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, а также реставрацию объектов культурного наследия и другие виды строительных работ.

Методика учитывает основные и специальные виды изысканий, полевые, лабораторные и камеральные работы, а также затраты на материальные ресурсы в большинстве видов работ.

В случае отсутствия нормативных затрат на работы по ИИ стоимость работ может определяться на основании:

• данных о текущей стоимости лабораторных работ;

• сметных расчетов на полевые и камеральные работы, составляемых в соответствии с калькуляцией затрат;

• показателей затрат для аналогичных видов работ, приведенных в НЗ на ИИ.

Кроме того, показатели затрат на лабораторные работы, необходимые для определения стоимости работ по инженерным изысканиям, учитывают затраты на использование информационного и телекоммуникационного оборудования, программного обеспечения.

Методика предоставляет возможность установления тарифного коэффициента для работников, выполняющих камеральные работы в области информационного моделирования (ИМ):

• Моделлер в области ИМ, разработчик информационной модели с тарифным коэффициентом 1,39;

• Мастер в области информационного моделирования, техник в области информационного моделирования с тарифным коэффициентом 1,08.

 

11.Приказ Минстроя от 08.02.2024 № 80/пр «Об установлении в 2024 году возможности подтверждения пригодности для применения в строительстве новых материалов, изделий, конструкций и технологий, применение которых в строительстве не регламентировано действующими строительными нормами и правилами, национальными стандартами и другими нормативными документами, техническим свидетельством подведомственного Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации федерального автономного учреждения».

В 2024 году пригодность новых материалов (изделий, конструкций и технологий) для применения в строительстве можно подтверждать техническим свидетельством ФАУ «ФЦС». Условие: применение таких материалов (изделий, конструкций и технологий) не регламентировано действующими строительными нормами и правилами, национальными стандартами и другими нормативными документами. 

12.Информационное Письмо Минфина от 11.03.2024 г. № 24-06-06/21161 «О рассмотрении обращения»

Ведомство разъяснило вопросы удержания и списания сумм неустоек:

Если контракт не исполнен (или ненадлежаще исполнен), то заказчику следует направить в адрес поставщика (подрядчика, исполнителя) требование об уплате неустоек. 

При этом в контракте может содержаться условие об удержании суммы неисполненных требований из суммы оплаты по контракту. 

Если такое условие предусмотрено контрактом, то заказчик обязан осуществить удержание.

 

13.Письмо Минстроя России от 22.03.2024 № 16169-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства на I квартал 2024 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ,  индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ, индексов изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, индексов изменения сметной стоимости оборудования».

Опубликована рекомендуемая величина индексов изменения сметной стоимости строительства на I квартал 2024 года. Индексы для субъектов РФ, которые отсутствуют в Приложениях к настоящему письму, будут сообщены Минстроем дополнительно.

 

14.Письмо Минстроя от 07.03.2024 № 13023-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства на I квартал 2024 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ,  индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ, индексов изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ».

Новая рекомендуемая величина индексов изменения сметной стоимости строительства на I квартал 2024 года. Индексы для субъектов РФ, которые отсутствуют в Приложениях к настоящему письму, будут сообщены Минстроем дополнительно.

Порядок и случаи списания начисленных, но не списанных сумм неустоек, установлены Постановлением Правительства от 04.07.2018 N 783.


Сфера применения: ПРОЕКТИРОВАНИЕ

15. Постановление Правительства от 30.03.2024 № 400 «Об утверждении Положения об обновлении государственных топографических карт и государственных топографических планов, а также масштабов, в которых они создаются».

Документом обновлены:

⬩ государственные топографические карты;

⬩ государственные топографические планы;

⬩ масштабы, в которых они создаются.

Утратило силу ПП РФ от 12 ноября 2016 г. N 1174 «Об установлении требований к периодичности обновления государственных топографических карт и государственных топографических планов, а также масштабов, в которых они создаются».

Начало действия документа – 1 апреля 2024г.

 

16. Приказ Минстроя России от 11.12.2023 № 889/пр «Об установлении требований к формату предоставления сведений, содержащихся в градостроительном плане земельного участка».

Установлены требования к электронному формату ГПЗУ. Сведения, содержащиеся в данных документах, должны предоставляться в форме электронного документа, созданного с использованием XML-схемы для формирования электронного документа. 

XML-схема ГПЗУ будет размещена на сайте Минстроя.

 

17. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 09.01.2024 № 1/пр «Об утверждении Методики определения стоимости работ по инженерным изысканиям». (Зарегистрирован 07.03.2024 № 77456).

Утверждена Методика определения стоимости работ по инженерным изысканиям.

Приведены:

⬩ определение стоимости работ;

⬩ образец расчета показателя затрат на полевые работы;

⬩ образец расчета затрат на оплату труда;

⬩ образец сметы на ИИ;

⬩ коэффициенты к затратам труда.

Среди основных моментов:

  • Метод применения калькуляции затрат по основным, дополнительным и специальным работам, не вошедшим в состав основных, является преобладающим.
  • Учтены основные и специальные виды изысканий.
  • Включены затраты на использование информационного и телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения.
  • Учтены затраты на материальные ресурсы в большинстве видов работ. 
  • Учтены полевые, лабораторные и камеральные работы.
  • Расширены квалификационные категории должностей работников, выполняющих камеральные работы в части информационного моделирования:

- моделлер в области информационного моделирования; 

- разработчик информационной модели;

- мастер в области информационного моделирования; 

- техник в области информационного моделирования.

 

18. Письмо Минстроя № 10046-СМ/08 от 22.02.2024г. «По вопросу практики продления срока проведения государственной экспертизы проектной документации в связи с продлением до 31 декабря 2024 года срока действия Постановления Правительства РФ от 04.04.2022 N 579 (ред. от 25.12.2023) "Об установлении особенностей внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на аналоги, особенностей и случаев проведения государственной экспертизы проектной документации".

Минстрой разместил разъяснения о продлении срока проведения госэкспертизы проектной документации:

1.Срок, на который продлевается услуга по проведению госэкспертизы проектной документации (ПД) и результатов инженерных изысканий, определяется с учетом:

⬩ характера недостатков, которые указаны в замечаниях экспертов и которые нужно устранить;

⬩ объективной возможности их устранения в соответствующий срок.

Данный подход используется при проведении госэкспертизы ПД на основании п.5 Особенностей , которым установлено неоднократное продление срока оказания по проведению госэкспертизы ПД.

2.При заключении договора на проведение госэкспертизы должны применяться положения ст. 421 ГК РФ — условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, установленных законом или другими нормативно-правовыми актами.

Порядок оперативного внесения изменений в ПД установлен п.31 ППРФ №145.

3️. Выявленные в соответствии с п.35 ППРФ №145 недостатки (отсутствие (неполнота) сведений, описаний, расчетов, чертежей, схем и т.п.) не устраняются в ходе оперативного внесения изменений, предусмотренного п.31 ПП РФ №145.

4. Срок для устранения выявленных недостатков, которые не позволяют сделать выводы, указанные в п.34 ППРФ №145, устанавливается экспертной организацией в уведомлении, которое направляется застройщику незамедлительно при выявлении указанных недостатков.

5️. В случае, если выявленные недостатки невозможно устранить в процессе госэкспертизы или заявитель в установленный срок их не устранил, экспертная организация вправе принять решение о расторжении договора. 

 

II. Проекты нормативных правовых актов

1. Проект Постановления Правительства «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра объектов капитального строительства, объектов недвижимого имущества, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета и Порядка принятия решений и осуществления капитальных вложений».

Порядком формирования реестра устанавливается, ‎что его формирование и ведение осуществляется посредством утверждения ‎и последующего включения в Реестр сведений об объектах капитального строительства (ОКС) и объектах недвижимого имущества (ОНИ), финансовое обеспечение которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета (Сведения).

Согласно документу, формирование Сведений, подготовка и ведение реестра, а также мониторинг строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) ОКС и приобретения ОНИ, включенных в реестр, осуществляются с использованием компонента управления капитальными вложениями государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Минстрой России будет выступать в качестве функционального заказчика компонента системы «Электронный бюджет» с правом внесения изменений в Сведения, с необходимостью их дальнейшего согласования и утверждения главными распорядителями. Кроме того, на Минстрой возлагается обязанность рассматривать и согласовывать проект государственного задания на выполнение работ и оказание услуг по развитию компонента системы «Электронный бюджет».

В реестр включаются следующие Сведения:

• о мероприятиях по обеспечению жильем военнослужащих и иных категорий лиц по основаниям, установленным законодательством РФ;

• об ОКС, ОНИ, в том числе укрупненных мероприятиях, включающих объекты государственной собственности субъектов РФ (муниципальной собственности), в целях софинансирования которых бюджетам субъектов РФ предоставляются субсидии из федерального бюджета. Адресное (пообъектное) распределение этих субсидий осуществляется согласно Постановлению Правительства РФ №999 от 30.09.2014.

• о мероприятиях по строительству ОКС в рамках концессионных соглашений;

• об иных мероприятиях, требующих детализации в реестре, в случаях, определенных методическими указаниями.

Помимо этого Порядком формирования Реестра также предусмотрены положения, касающиеся состава информации и документов, которые включаются в Сведения, осуществления мониторинга строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) ОКС, приобретения ОКС, включенных в Реестр, а также нормы, определяющие отдельные функции государственных заказчиков (заказчиков) в процессе реализации инвестиционных проектов строительства.

Предлагается установить единые подходы к принятию решений об осуществлении капитальных вложений ‎в ОК и ОНИ ‎за счет средств федерального бюджета, интегрировав данный процесс ‎в механизм формирования и ведения Реестра с последующим утверждением правового акта Правительства РФ, который будет являться решением об осуществлении капитальных вложений.

Документ определяет полномочия для рабочей группы при Правительственной комиссии по региональному развитию в РФ по рассмотрению заданий застройщиков или технических заказчиков на проектирование в отношении ОКС, планируемых к включению в Реестр. Рабочая группа рассматривает проект решения с учетом результатов оценки эффективности инвестиционного проекта.

Минстрой считает, что данный механизм позволит обеспечивать более гибкое планирование бюджетных ассигнований федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, на этапе согласования Сведений (предпроектной стадии), что в свою очередь позволит минимизировать риски, связанные с возможным недофинансированием объектов в процессе реализации таких решений.

 

2.Проект Приказа Минстроя «О внесении изменений в форму градостроительного плана земельного участка  и порядок ее заполнения, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 г. № 741/пр». 

Форма градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) и порядок ее заполнения приводятся в соответствие ‎с положениями ч. 12 ст. 57.3 ГрК РФ, введенными  Федеральным законом от 25 декабря 2023 г. № 627-ФЗ.

Изменения вносятся в связи с тем, что 627-ФЗ:

1. Установил, что если земельный участок (ЗУ) образуется из земель или ЗУ, которые находятся в государственной (или муниципальной) собственности и не обременены правами третьих лиц (кроме сервитута), то при реализации КРТ разрешается выдавать ГПЗУ до образования такого ЗУ в соответствии с земельным законодательством. 

Основанием для выдачи служат:

⬩ утвержденный проект планировки территории;

⬩ проект межевания территории;

⬩ схема расположения ЗУ на кадастровом плане территории. 

В таком случае оператор КРТ (или лицо, с которым заключен договор о КРТ) вправе обратиться для получения ГПЗУ в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

2.Разрешил выдавать ГПЗУ не только правообладателю ЗУ, находящегося в границах территории, в отношении которой принято решение (договор) о КРТ, но и оператору КРТ или лицу, с которым заключен договор о КРТ.

Также Проект Приказа вносит корреспондирующие изменения в части приведения наименования ИСОГД ‎в соответствие с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

3.Проект Приказа Минстроя «О внесении изменений в перечень направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий».

Минстрой вносит изменения в перечень направлений подготовки строительных специальностей:

1.     Сняты ограничения на включение в НРС сведений о физических лицах, которые получили образование по одной из дополнительных специальностей и: 

⬩ проработали в строительстве более 5 лет;

⬩ проработали  на инженерных должностях в организациях, выполняющих инженерные изыскания, подготовку проектной документации, осуществляющих строительство, реконструкцию, капремонт, снос ОКС, не менее 3 лет.

2.     Добавлены специальности, направления подготовки, обучение по которым обеспечивает получение знаний в области строительства.


Наши партнеры