Обзор законодательства. Март 2023
10 Апреля 2023

Обзор законодательства. Март 2023

I. Действующее законодательство

 

Сфера применения: СТРОИТЕЛЬСТВО

1.Постановление Правительства РФ от 30.03.2023 № 515 "О внесении изменения в пункт 54 общих требований к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора"

Правительство РФ уточнило основания проведения регионального государственного строительного надзора. Из перечня оснований для проведения контрольных (надзорных) мероприятий исключено истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Начало действия документа - 08.04.2023.


2.Приказ Минстроя России от 02.11.2022 N 928/пр "Об утверждении классификатора объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно-строительного проектирования и ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства)". Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2023 N 72411.

Минстрой России актуализировал классификатор объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям.

Признается утратившим силу приказ Минстроя России от 10 июля 2020 г. N 374/пр, которым утвержден аналогичный классификатор.

Начало действия документа - 03.03.2023.


3.Письмо Минстроя России от 30.03.2023 N 17106-ИФ/09 «Об индексах изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2023 года»

Минстрой дополнительно сообщает о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства на I квартал 2023 года.

Приведены в том числе индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ. Индексы для отдельных субъектов РФ будут сообщены дополнительно.


Сфера применения: ПРОЕКТИРОВАНИЕ

4.Постановление Правительства РФ от 25.03.2023 N 474"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

На Минстрой России возложена обязанность в течение 8 месяцев со дня вступления в силу указанного выше Постановления Правительства РФ обеспечить реализацию мероприятий по развитию государственной информационной системы "Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства" с учетом изменений, утвержденных настоящим постановлением.

Предусмотрены особенности признания проектной документации объектов ИЖС типовой проектной документацией.

Реализованы положения Федерального закона от 14.07.2022 № 350-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Начало действия документа - 04.04.2023.

 

5.Приказ Росреестра от 14.02.2023 N П/0036 "Об установлении порядка согласования и утверждения землеустроительной документации, порядка создания и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также порядка их использования" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 N 72656)

Направление на согласование землеустроительной документации осуществляется ее заказчиками и разработчиками в целях соблюдения прав неограниченного круга лиц и обеспечения соответствия землеустроительной документации исходным данным, использованным при ее подготовке, и требованиям проведения землеустройства.

Установлен перечень необходимых документов, порядок их рассмотрения и принятия решения, утверждены правила включения землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Настоящий приказ вступает в силу с даты признания утратившим силу Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 514, которым регулируются аналогичные правоотношения.

 

6.Письмо Минстроя России от 27.03.2023 N 16218-НП/14 «О порядке формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства после 1 марта 2023 года»

Разъяснен порядок формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства после 1 марта 2023 года.

Сообщается, что в настоящее время обеспечен необходимый набор инструментов и механизмов для формирования и ведения информационной модели.

В связи с прекращением действия постановления Правительства от 15.09.2020 N 1431 Минстроем подготовлен проект нового постановления.

В рамках общих правил регулирования нормотворчества установлена возможность использования региональной нормативной базы.

 

7.Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.03.2023   N 22"О классификации проектно-сметной документации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза"

Документом установлен порядок классификации по ТН ВЭД ЕАЭС проектно-сметной документации.

Проектно-сметная документация, представляющая собой комплект пронумерованных распечатанных на бумажном носителе документов, предназначенная для реализации архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений в отношении определенного объекта строительства и (или) реконструкции, содержащая графические материалы (например, чертежи, схемы) и поясняющие текстовые материалы (например, спецификации, ведомости), классифицируется в товарной позиции 4901 ТН ВЭД ЕАЭС.

Начало действия документа - 09.04.2023.


II. Проекты нормативных правовых актов

1.Проект Федерального закона N322233-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"»

Предлагается создать единый перечень нормативных документов добровольного применения национальных стандартов и сводов правил в области безопасности зданий и сооружений. Перечень таких национальных стандартов и сводов правил будет утверждать уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.

В указанный перечень могут включаться национальные стандарты и своды правил, содержащие различные требования к зданиям и сооружениям с учетом различных подходов к обеспечению их безопасности. При этом застройщик (заказчик) будет вправе самостоятельно определять, в соответствии с каким из указанных требований, подходов будут осуществляться архитектурно-строительное проектирование (включая инженерные изыскания), строительство, реконструкция, капитальный ремонт и снос (демонтаж) здания или сооружения.

Также предусматривается, что в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, допускается применение документов по стандартизации иностранных государств для оценки соответствия архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений и мероприятий, предусмотренных проектной документацией, требованиям, установленным Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Кроме того, предполагается расширение доказательной базы указанного технического регламента за счет стандартов организаций, зарегистрированных в установленном порядке в Федеральном информационном фонде стандартов.

 

2.Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых застройщику, техническому заказчику для выполнения предусмотренных частями 3 - 7 статьи 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства».

Исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых застройщику, техническому заказчику для выполнения предусмотренных частями 3 - 7 статьи 5.2 ГрК РФ мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2021 г. № 2490 (далее – Перечень), вступил в силу 1 марта 2022 года. Перечень предусматривает 751 документов, сведений, материалов, согласований.

За предъявление требований о получении дополнительных документов, не предусмотренных Перечнем, установлена административная ответственность.

Контроль за исполнением данного требования осуществляет ФАС России.

В рамках исполнения части 1 подпункта «п» пункта 1 Перечня поручений Президента РФ итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 21 июня 2022 г. (от 24 августа 2022 г. № Пр-1483ГС) проводится работа по поэтапному сокращению не менее чем на 30 процентов количества документов, сведений, материалов, согласований, содержащихся в утвержденном Правительством Российской Федерации исчерпывающем перечне документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для реализации проектов по строительству объектов капитального строительства.

Также необходимо учитывать, что согласно статье 5.2 ГрК РФ в Перечень подлежат включению документы, сведения, материалы, согласования, необходимые застройщику, техническому заказчику для выполнения предусмотренных частями 3 - 7 статьи 5.2 ГрК РФ мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства. Также предусмотрено, что при выполнении мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подведомственные им организации не вправе требовать от застройщика, технического заказчика представления документов, сведений, материалов, которые имеются у указанных органов и организаций.

Стадия документа - публичные обсуждения и антикоррупционная экспертиза

 

3.Проект Федерального закона N 314175-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В Госдуму внесли законопроект об оптимизации процедур госзакупок. В частности, предусматривается повышение ценового порога, допускающего проведение электронного запроса котировок, с 3 миллионов до 10 миллионов рублей, снятие ограничения на объем таких закупок, а также повышение ценового порога, допускающего проведение малых закупок в электронной форме с использованием электронных площадок, с 3 миллионов до 5 миллионов рублей. Устанавливается возможность проведения строительных закупок "под ключ" в срок до 1 января 2025 года. Предусматривается сокращение сроков согласования заключения контракта с единственным поставщиком. Исключаются излишние требования, связанные с определением НМЦК, предусмотренные в методических рекомендациях по применению методов определения НМЦК.

 

4.Проект постановления Правительства РФ «О реестре документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых застройщику, техническому заказчику для выполнения предусмотренных частями 3 - 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российский Федерации мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2021 г. № 2490».

Разработан в связи с принятием Федеральный закон от 19 декабря 2022 г. № 541-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции». Исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых застройщику, техническому заказчику для выполнения предусмотренных частями 3 - 7 статьи 5.2 ГрК РФ мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2021 г. № 2490, вступил в силу 1 марта 2022 года. Перечень предусматривает 751 документов, сведений, материалов, согласований. Законом № 541-ФЗ в Градостроительный кодекс Российской Федерации внесены изменения, согласно которым документы, сведения, материалы, согласования, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимые застройщику, техническому заказчику для выполнения предусмотренных частями 3 – 7 статьи 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, подлежат включению в реестр таких документов, сведений, материалов, согласований (далее – реестр документов). Реестр документов вводится взамен Перечня. Соответствующие нормы закона № 541-ФЗ вступают в силу 1 сентября 2023 года. Реестр документов является общедоступным государственным информационным ресурсом. Формирование и ведение реестра документов осуществляются в электронном виде федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. Реестр документов подлежит включению в единую государственную информационную систему обеспечения градостроительной деятельности «Стройкомплекс.РФ».

5.Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Положение об особенностях оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения».

Проектом постановления вносятся изменения в Положение об особенностях оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2016 г. № 544 (далее – Положение), направленные на изменение порядка проведения некоторых форм оценок соответствия и снижение административной нагрузки на хозяйствующие субъекты при проведении оценки соответствия продукции.

Проектом постановления предусмотрено, в том числе исключение из понятия «техническая документация» документов по стандартизации.

Проектом постановления предусмотрено внесение изменений в пункт 20 Положения, в соответствии которыми оценку соответствия в форме экспертизы технической документации проводят организации, отнесенные в установленном Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» порядке к экспертным организациям. Соответствующие корреспондирующие изменения внесены и в определение понятия «экспертная организация», содержащееся в пункте 2 Положения.

 

6.Проект постановления Правительства РФ «Об особенностях применения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области положений законодательства Российской Федерации в сферах промышленной безопасности опасных производственных объектов, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Проектом постановления предлагается урегулировать отдельные вопросы применения положений законодательства в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и безопасности гидротехнических сооружений на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также внести изменения в отдельные акты Правительства Российской Федерации по следующим направлениям.

Стадия документа - публичные обсуждения и антикоррупционная экспертиза


7.Проект приказа Минстроя России «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Разработано в связи с недостаточностью объемов выполнения услуг (работ) по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домой в многоквартирных ломах, являющихся объектами культурного наследия в связи с особыми требованиями, установленными Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации».

Постановлением устанавливаются особенности выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, их дифференциация с работами по сохранению объектов культурного наследия.

 

8.Проект Приказа Минстроя России "О внесении изменения в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному строительному надзору, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. N 979/пр" (по состоянию на 14.03.2023) (подготовлен Минстроем России, ID проекта 01/02/03-23/00136673)

 

В рамках федерального строительного госнадзора предлагают добавить еще один индикатор риска. Им станет факт поступления 2 и более извещений в течение календарного года от застройщика о том, что изменили срок очередного события по программе проверок, например, скорректировали дату окончания работ.

Индикатор риска сработает и в случае, если указанные извещения получат от технического заказчика, иных лиц, которые ведут строительство или реконструкцию объекта капитального строительства.

Напомним, если в 2023 году выявляют индикаторы риска нарушения обязательных требований, могут провести (при согласовании с прокуратурой) внеплановую проверку.

 


Наши партнеры