Обзор законодательства. Октябрь 2022
3 Ноября 2022

Обзор законодательства. Октябрь 2022

I. Действующее законодательство

Сфера применения: СТРОИТЕЛЬСТВО

 

1. Постановление Правительства РФ от 14.10.2022 N 1834 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2020 г. N 1798" ("Об утверждении перечня видов подготовительных работ, не причиняющих существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу такой проектной документации, порядке их выполнения, а также экологических требованиях к их выполнению")

Актуализирован порядок проведения подготовительных работ, не причиняющих существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, до выдачи разрешения на строительство объекта федерального, регионального или местного значения.

Порядок приведен в соответствие с Федеральным законом от 14.07.2022 N 350-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Предусмотрено, что подготовительные работы могут выполняться со дня направления проектной документации объектов на экспертизу либо в случае, предусмотренном частью 15.5 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, - со дня согласования органом исполнительной власти или организацией, уполномоченными на проведение экспертизы проектной документации, разделов проектной документации, изменений в них.

Начало действия документа - 23.10.2022.

 

2. Приказ Минстроя России от 01.07.2022 N 534/пр "Об утверждении Методики определения сметных цен на затраты труда работников в строительстве"

Установлен новый порядок определения сметных цен на затраты труда работников в строительстве. Методика устанавливает метод определения сметных цен на затраты труда работников в строительстве, применяемых при формировании сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, определяемой на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства в соответствии с частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ.

 

3. Приказ Минстроя России от 20.10.2022 N 884/пр "О формировании сводного перечня строительных ресурсов-представителей"

Это систематизированный перечень строительных ресурсов, используемых при строительстве различных видов объектов капитального строительства, сформированный Минстроем России, размещенный в ФГИС ЦС и применяемый при определении индексов изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов. Признан утратившим силу аналогичный Приказ Минстроя России от 30.12.2021 N 1050/пр.

 

4. Письмо Минстроя России от 27.10.2022 N 56267-ИФ/09 «Об индексах изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2022 года»

В дополнение к письмам Минстроя России от 5 августа 2022 года N 39010-ИФ/09, от 15 августа 2022 года N 40506-ИФ/09, от 23 августа 2022 года N 42220-АЛ/09, от 30 августа 2022 года N 43576-АЛ/09, от 7 сентября 2022 года N 45276-СИ/09, от 20 сентября 2022 года N 48203-ИФ/09, от 26 сентября 2022 года N 49208-ИФ/09, от 4 октября 2022 года N 51018-ИФ/09, от 11 октября 2022 года N 52440-ИФ/09, от 20 октября 2022 года N 54535-ИФ/09, от 22 октября 2022 года N 55140-ИФ/09 сообщается о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ. Индексы разработаны в том числе с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.

 

Сфера применения: ПРОЕКТИРОВАНИЕ

 

5. Постановление Правительства РФ от 12.10.2022 N 1809 "О внесении изменения в особенности внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на аналоги, особенности и случаи проведения государственной экспертизы проектной документации"

Постановлением дополнены особенности внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на аналоги, особенности и случаи проведения государственной экспертизы проектной документации.

В целях оперативного восстановления объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, при реконструкции и капитальном ремонте таких объектов государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий проводится в части определения достоверности определения сметной стоимости строительства этих объектов с выдачей заключения. Срок проведения такой экспертизы не должен превышать 10 рабочих дней. При этом начало выполнения таких работ по реконструкции, капитальному ремонту указанных объектов допускается до получения положительного заключения проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Начало действия документа - 17.10.2022.

    

6. Постановление Правительства РФ от 21.10.2022 N 1884 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. N 272" ("Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий")

По 1 марта 2029 г. установлен срок действия положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Также, в числе прочего, предусматривается, что в договоре между заявителем и экспертной организацией, заключенном в соответствии с гражданским законодательством РФ, должны быть определены в том числе срок проведения негосударственной экспертизы и размер платы за ее проведение.

Начало действия документа - 01.03.2023

 

7. Письмо Минстроя России от 04.10.2022 N 51210-СМ/08 «О направлении информационного письма по вопросу о возможности указания в проектной документации характеристик материалов и оборудования без указания конкретных марок»

Минстроем России разъяснены особенности использования в проектной документации характеристик материалов и оборудования без указания конкретных марок в случае использования их аналогов при строительстве объекта.

Отмечено, что Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87, не содержит требований о включении в проектную документацию сведений о конкретных товарных знаках и изготовителях применяемого технологического или инженерного оборудования, применяемых изделий и материалов, равно как и запрета на указание данных сведений.

С учетом экономической ситуации, связанной с нарушением логистической цепочки поставки материалов и оборудования, целесообразно не включать в проектную документацию сведения о конкретных товарных знаках и изготовителях применяемого технологического или инженерного оборудования, изделий и материалов, а указывать только их характеристики с возможностью замены на аналоги, соответствующие установленным характеристикам. В задании на проектирование возможно указание конкретного оборудования, если это необходимо.


Сфера применения: ЗАКУПКИ

8. Постановление Правительства РФ от 15.10.2022 N 1838 "Об изменении существенных условий контрактов, заключенных для обеспечения федеральных нужд, в связи с мобилизацией в Российской Федерации, об изменении некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 1663"

Установлено, что по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года для обеспечения федеральных нужд, если при исполнении такого контракта возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения в связи с мобилизацией в Российской Федерации.

Начисленные и неуплаченные суммы неустоек по контракту будут списаны, если обязательства по контракту не были исполнены в полном объеме в связи с мобилизацией. Также отмечено, что компании и ИП, которые не смогли обеспечить исполнение контракта из-за мобилизации, не будут включаться в реестр недобросовестных поставщиков.

Начало действия документа - 18.10.2022 (за исключением отдельных положений).

  

9. Постановление Правительства РФ от 21.10.2022 N 1880 "О внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2022 г. N 680"

На 2023 год продлевается возможность изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов в области строительства. Случаи изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов в области строительства определены постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2022 г. N 680.

Начало действия документа - 26.10.2022.

 

10. Приказ Минстроя России от 14.06.2022 N 484/пр "О внесении изменений в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. N 841/пр" (Зарегистрировано в Минюсте России 04.10.2022 N 70372)

Скорректирован порядок определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности.

Поправками, в частности, проектно-сметный метод расчета, выполняемый на основании сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, устанавливается как приоритетный метод определения НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации.

Изложены в новой редакции, в том числе: ведомость объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ; смета контракта.

Начало действия документа - 15.10.2022.

  

Сфера применения: САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ

 

11. Письмо Минфина России N 24-01-07/95279, Минстроя России N Б0737-СИ/02 от 03.10.2022"О подтверждении членства участника закупки в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства для целей участия в закупках в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Рассмотрен вопрос о подтверждении членства участника закупки в саморегулируемой организации изыскателей, проектировщиков, строителей.

Сообщается, что при осуществлении закупки, в извещении об осуществлении которой установлено требование к участникам закупки о членстве в соответствующей СРО:

- требование к подтверждающему документу в извещении об осуществлении закупки не устанавливается, подтверждающий документ в заявке на участие в закупке не представляется;

- в случае отсутствия сведений об участнике закупки в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, заявка такого участника отклоняется в связи с его несоответствием требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

 

12. Письмо Минстроя России от 14.10.2022 N 53441-ТБ/02 «Об особенностях трудоустройства по основному месту работы у члена саморегулируемой организации реестровых специалистов в период проведения частичной мобилизации в РФ»

Даны разъяснения по вопросам трудоустройства реестровых специалистов в период проведения частичной мобилизации.

Специалист, сведения о котором внесены в соответствующий национальный реестр, призванный по мобилизации с 21 сентября 2022 года, заключивший трудовой договор с членом саморегулируемой организации, должен учитываться при определении соответствия требованиям части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ.

Также отмечено, что временное отсутствие на работе такого реестрового специалиста при проведении контрольных мероприятий не может являться основанием для применения мер дисциплинарного воздействия.

Обращено внимание на то, что временно исполняющим у члена саморегулируемой организации обязанности реестрового специалиста может быть только физлицо, сведения о котором включены в соответствующий национальный реестр специалистов.

 

 

II. Проекты нормативных правовых актов

 

1. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (ID - 02/04/10-22/00131910)

В целях нивелирования последствий ограничительных мер в отношении Российской Федерации и стабилизации экономической ситуации в стране постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2022 г. № 579 «Об установлении особенностей внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на аналоги, особенностей и случаев проведения государственной экспертизы проектной документации» предусмотрены особенности осуществления градостроительной деятельности, действующие до 31 декабря 2022 г.    Проект федерального закона позволит обеспечить продление действия особенностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 579, до 31 декабря 2024 года, закрепив их в нормативном правовом акте, обладающим более высшей юридической силой.

Стадия документа – публичные обсуждения и антикоррупционная экспертиза

 

2. Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (ID проекта - 01/01/10-22/00132380)


  Разработан с целью Упрощения процедуры строительства и ускорение инвестиционно-строительный цикла, обеспечение недопущения срыва сроков реализации инвестиционных проектов в условиях внешнего санкционного давления.

     В целях нивелирования последствий ограничительных мер в отношении Российской Федерации и стабилизации экономической ситуации в стране положениями статьи 18 Закона № 46-ФЗ Правительство Российской Федерации наделено правом устанавливать особенности осуществления градостроительной деятельности, регулирования земельных отношений и иных особенности осуществления строительства.

Кроме того, положениями статьи 7 Закона № 58-ФЗ в 2022 году устанавливаются особенности при осуществлении градостроительной деятельности.

Законопроект разработан в соответствии с частью 4 подпункта "п" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 21 июня 2022 г. от 24 августа 2022 г. № ПР-1483ГС для продления до конца 2024 года сроков применения указанных особенностей и права Правительства Российской Федерации устанавливать отдельные особенности в области градостроительной деятельности.

Стадия документа - публичные обсуждения

 

 


Наши партнеры