Обзор законодательства. Сентябрь 2022
I. Действующее законодательство
Сфера применения: СТРОИТЕЛЬСТВО
1. Приказ Минстроя России от 01.06.2022 N 443/пр "Об установлении в 2022 году возможности подтверждения пригодности для применения в строительстве новых материалов, изделий, конструкций и технологий, применение которых в строительстве не регламентировано действующими строительными нормами и правилами, национальными стандартами и другими нормативными документами, техническим свидетельством подведомственного Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации федерального автономного учреждения" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.09.2022 N 70163)
установлено, что в 2022 году пригодность для применения в строительстве новых материалов, изделий, конструкций и технологий, применение которых в строительстве не регламентировано действующими строительными нормами и правилами, национальными стандартами и другими нормативными документами, может подтверждаться техническим свидетельством федерального автономного учреждения "Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве"
Начало действия документа - 01.10.2022.
2. Приказ Минстроя России от 02.09.2022 N 711/пр "О внесении изменений в форму разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 3 июня 2022 г. N 446/пр" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.09.2022 N 69969)
Скорректирована форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Поправки внесены в целях уточнения фактических показателей объекта капитального строительства, необходимых для заполнения формы федерального статистического наблюдения N С-1 "Сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений", утвержденной Приказом Росстата от 30.07.2021 N 464
Начало действия документа - 17.09.2022.
В дополнение к письмам Минстроя России от 5 августа 2022 N 39010-ИФ/09, от 15 августа 2022 N 40506-ИФ/09, от 23 августа 2022 г. N 42220-АЛ/09, от 30 августа 2022 г. N 43576-АЛ/09, от 7 сентября 2022 г. N 45276-СИ/09, от 20 сентября 2022 г. N 48203-ИФ/09 сообщается о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства, включая строительно-монтажные и пусконаладочные работы.
Индексы разработаны, в том числе с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России. Индексы для отдельных субъектов РФ сообщаются дополнительно.
Актуализирован регламент выдачи Минстроем России разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства
Устанавливается, в числе прочего, исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, определяются состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, а также варианты предоставления государственной услуги.
В приложениях приводится перечень признаков заявителей, а также комбинации значений признаков, каждая из которых соответствует одному варианту предоставления услуги, а также формы необходимых заявлений.
Государственная услуга предоставляется без взимания платы.
Признается утратившим силу приказ Минстроя России от 17 июня 2020 г. N 322/пр, которым утвержден административный регламент, регулирующий аналогичные правоотношения.
Начало действия документа - 09.10.2022.
Сфера применения: ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Минстрой России осуществляет включение сведений о типовом проектном решении в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства. Кроме того, в перечень полномочий, осуществляемых Министерством, включено, в том числе, принятие решения о признании функционально-технологического, конструктивного, инженерно-технического и иного решения, содержащегося в типовой проектной документации, типовым проектным решением.
Начало действия документа - 10.09.2022.
6. <Письмо> ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 05.09.2022 N 01-01-17/14421-НБ <О проведении органами негосударственной экспертизы проверки достоверности определения сметной стоимости строительства>
Сообщается, в частности, что Градостроительный кодекс РФ (далее - ГрК РФ) не предусматривает проведение проверки достоверности определения сметной стоимости в рамках государственной либо негосударственной экспертизы для объектов капитального строительства, финансирование которых предполагается осуществлять из других источников, не указанных в части 2 статьи 8.3 ГрК РФ.
Таким образом, проверка достоверности определения сметной стоимости строительства осуществляется только в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации и проводится только в отношении объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств, указанных в части 2 статьи 8.3 ГрК РФ.
Проверка сметной стоимости для объектов капитального строительства, финансирование которых предполагается осуществлять из других источников, не указанных в части 2 статьи 8.3 ГрК РФ, может быть проведена в рамках иных услуг, если оказание таких услуг предусмотрено уставом учреждения, уполномоченного на проведение экспертизы. Включение таких заключений в Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства ГрК РФ не предусмотрено.
Разъяснены некоторые требования к подаче документов на проведение государственной экспертизы. Сообщается, в частности, что подрядная организация вправе выступать заявителем при обращении в экспертную организацию с заявлением о проведении государственной экспертизы при наличии документов, подтверждающих полномочия заявителя действовать от имени застройщика, технического заказчика, лица, обеспечившего выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, в которых полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы должны быть оговорены специально.
Полная актуализированная информация, необходимая заявителю для подачи документов на проведение государственной экспертизы, размещена на официальном интернет-сайте Учреждения в разделе "Услуги", в том числе образец доверенности.
II. Проекты нормативных правовых актов
1) Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и в Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» (ID - 02/04/09-22/00131694)
Предлагается внести в Федеральный закон от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ следующие изменения:
– упразднить «обязательный» и «добровольный» перечни национальных стандартов и сводов правил и наделить Минстрой России полномочиями по утверждению 1 единого перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ;
– предусматривается возможность использования в качестве обоснования безопасности зданий и сооружений стандартов организаций, прошедших экспертизу в техническом комитете по стандартизации в сфере строительства и зарегистрированных в Федеральном информационном фонде стандартов, а также иных документов по стандартизации, в том числе, иностранных государств;
– установить, что пригодность новой строительной продукции должна подтверждаться техническим свидетельством Минстроя России. Решение о подтверждении принимается на основании заключения о пригодности новой продукции для применения в строительстве, которое подготавливается подведомственной Минстрою России организацией.
Стадия документа – публичные обсуждения и антикоррупционная экспертиза